Rambler's Top100
"Выбирая богов, мы выбираем свою судьбу." Вергилий

Индия
Индия




МИФОлогия
Греция

Рим

Индия

Египет



на 23.05.2003 словарь "Мифология Индии" содержит 318 слов

общий словарь общая галерея тексты мифов и легенд карта сайта





© 1999 - 2003
дизайн - 2001
Elena Lavrenova
Russian Fox


 

Боги и божества - 171 имя


А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я

- В -

Вала - "пещера" - демон мифической пещеры, в которую заточаются похищенные коровы-воды. Иногда считается братом Вритры.
Вали - дух разрушения.
Вамана - "карлик" - пятая аватара Вишну.
Вараха - "вепрь" - третья аватара Вишну.
Варуна - "владыка ночи" - верховный бог, вытеснивший Дьяуса. Грозный судья и каратель людских грехов. Первое упоминание - "Ригведы". Позднее, в Брахманах, являлся богом земных и атмосферных вод. В период эпической мифологии ("Махабхарата") - бог океана, один из локопал, властитель Запада. В Ведах ассоциируется с ночью. Один из двенадцати адитьев - сыновей Адити и Кашьяпы, брат Индры, Вивасвата, Вишну, Митры. В некоторых текстах именуется отцом Агастьи. Муж или отец Варуни. В Ведах водянка - обычная кара, насылаемая им на нарушивших его веления. В "Рамаяне" этот мотив отсутствует.
Варуни - одно из имен Суры. В пуранах является женой или дочерью Варуны.
Васиштха - в эпосе выступает как сын Брахмы, рожденный из его дыхания.
Васу - "благодетельные" или "блистательные" - группа богов. Первоначально находилась на периферии ведийского пантеона. Старшим, по одним источникам, считался Ахан, по другим - Апа. В группу входили боги Авила, Анала.
Вач - богиня, являвшаяся персонификацией Речи. В Брахманах излагается миф о богине Вач, выманившей, по поручению богов, у гандхарвов сому (в кн.III "Шатапатхабрахманы").
Ваю - бог ветра. Отец Ханумана (мать - Анджана). Первое упоминание - "Ригведы". Образ восходит к древнеиранской "Авесте". В период эпической мифологии ("Махабхарата") становится одним из локопал и властителем одной из промежуточных сторон света.
Вивасват (Мартанда) - "мертворожденный" - бог солнца. В ведийской мифологии - восьмой (в некоторых версиях седьмой) сын Адити и Кашьяпы, последний из ее сыновей-адитьев, отвергнутый матерью и братьями из-за своего уродства, т.к. он родился без рук и без ног, а его рост был равен ширине. Братья отсекли от него все лишнее, превратив в человека, и Вивасват стал прародителем смертных на земле. Из кусков его тела, отсеченных богами, возник слон. Миф о его рождении упоминается в кн.Х "Ригведы" и приводится в "Шатапатха-брахмане" (кн.III). Позднее Вивасват сам сравнялся с братьями-богами, став богом солнца. В этом качестве он стал зваться Сурья. Первым на земле совершил жертвоприношение и даровал людям огонь. Муж Саранью, отец близнецов Ямы и Ями, Ашвинов Насатьи и Дасры (мать - богиня Саранью), Ману, Тапати и Шани (мать - Санджня, смертная копия Саранью, созданная богиней).
Видьядхары - "ведуны" - духи гор и лесов, ассоциируемые с Куберой и Шивой.
Вируни - см. Сома.
Вирини - Ночь ( Ратри). Дочь Брахмы, рожденная из пальца на его левой ноге. Жена Дакши, мать пятидесяти дочерей, тринадцать из которых Дакша отдал в жены Кашьяпе, двадцать семь, ставших созвездиями на небе, - Соме, десять дочерей стали женами Дхармы.
Вишвакарман - "всесоэидатель" - эпитет бога-Творца. В послеведийской мифологии заменяет Тваштара в функции божественного мастера и зодчего. В некоторых текстах является сыном Брахмы или Прабхасы, внуком Дхармы.
Вишварупа (Триширас) - "принимающий все образы". В "Махабхарате" чаще носит имя Триширас, "Трехглавый". Один из древнейших образов в индийской мифологии.
Вишну - одно из верховных божеств, хранитель мироздания. Младший из двенадцати адитьев, сыновей Адити и Кашьяпы, первоначально считавшийся лишь одним из его воплощений. Образ появился из местных, неарийских культов и при первых упоминаниях в Ригведе занимал малозаметное место. В Ведах - второстепенное божество, связанное, по одной из версий, с мифологией солнца. К Адитьям не причислялся. В период брахманизма был связан с обрядом жертвоприношения и с солнцем. Начиная с Брахман значение его стремительно возрастает, и в позднем эпосе он уже стоит особняком от Адитьев. в период возникновения в индуизме концепции Тримурти, выступает в роли хранителя вселенной. Доктрина о десяти аватарах Вишну сложилась окончательно только к Х в. н.э. Начиная с поздневедийской эпохи отождествляется с жертвоприношением и носит эпитет Яджняпуруша. Муж Лакшми. Наиболее употребительные имена Вишну - Кришна, Нараяна, Хари, Мадхава, Хришикеша, Кешава, и др.
Вритра - демон засухи. Имя происходит от корня "вар" - "покрывать, окутывать, заключать внутри себя".


  
   Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100